В больших компаниях, где готовить приходится много, в котлах ощутимого объёма, а, значит, очень тяжёлых, остро стоит вопрос костровых «палок». Нужна надёжная конструкция, которая точно не упадёт под весом «первого», «второго» и чая, расплескав кипяток на окружающих, но которая относительно легко складывается для перевозки с места на место. 
Фото 01.webp
Можно использовать таганки, которые хороши своей устойчивостью и надёжностью: вероятность падения котлов с них минимальна, удобно также ставить, снимать и перемешивать готовящуюся еду. Плюс, они упаковываются в относительно небольшие, хотя и увесистые, чехлы, и занимают не так много места в багаже.

Но есть у них и ряд недостатков:

Þ под ними не так удобно поддерживать костёр из-за их небольшой высоты и расстояния между ножками, 
Þ не на всех поверхностях их можно легко установить (песок и камни представляют определённые трудности), 
Þ на сборку/разборку стандартных моделей уходит некоторое время, не говоря уже о необходимости пачкать руки сажей при соединении разных частей конструкции. 
Фото 02.webp

В походах не очень большой группой (до 20-25 человек) мы с лёгкой руки одного нашего друга используем сборную конструкцию из двух стандартных костровых треног и поперечной палки. 
Это выдающееся изобретение инженерной мысли легко устанавливается на любых поверхностях (в том числе на камнях любого размера), быстро складывается, очень надёжно и устойчиво. 
Фото 03.webp
Две треноги ставятся на нужном расстоянии, поперечина либо подвешивается на цепочках треног, либо кладётся сверху – в зависимости от их типа - и укрепляется верёвочками.

Конечно, важно подобрать центральную палку нужной длины, из хорошего металла и не слишком тяжёлую, но в крайнем случае можно использовать и вырубленный в лесу деревянный кол. 
Фото 04.webp
Так можно одновременно готовить в 3-5 котлах разного размера (например, три основных по 6-10 л и пара маленьких). Важно периодически проверять все потенциально слабые места (винтики треног, верёвочки и т.п.) во избежание неприятностей! 
Фото 05.webp
Самый простой вариант упаковки – в два мешка типа полипропиленовых («для строительного мусора»), перетянутых снаружи теми же верёвочками, хотя можно озаботиться пошивом специального чехла из плотной ткани.

Единственные минусы такой конструкции – её длина и вес. В не слишком забитую каркасную байдарку или катамаран её уложить легко, а вот нести в руках, конечно, крайне неудобно.  
Фото 06.webp
Для походов большими группами (25+ человек) нашей группе пришлось изобрести hand made костровые палки из прочного металлического профиля. 
Фото 07.webp
Они состоят из двух опор (каждая на двух «ногах») и поперечины. Опоры имеют острые концы, которые надо забить в грунт или укрепить камнями там, где это невозможно, и соединены в верхней части болтами так, что их можно раздвигать или складывать относительно друг друга.
Фото 08.webp
Они должны быть довольно длинными, чтобы обеспечивать надёжность установки; верхние части так же лучше сделать подлиннее, чтобы поперечина лучше лежала (её в любом случае надо дополнительно закреплять верёвочками), и чтобы со временем была возможность их укоротить. Дело в том, что такие палки приходится забивать топором, что постепенно приводит к порче верхних концов, по которым, собственно, безжалостно бьют. 
Фото 09.webp
Минусы очевидны: 
большой вес, размер и невозможность купить уже готовое.


НО! Ничего лучше для толпы голодного народа, когда надо готовить в канах на 12-16 литров мы пока не нашли.

Многолетнее использование показало высокую надёжность конструкции, хотя нужно внимательно подходить к её установке, соблюдая оптимальное расстояние между «ногами» раздвинутых опор. 
Фото 10.webp
Паковать проще всего в два полипропиленовых мешка, обвязанных верёвочками, которые можно регулярно менять или стирать, чтобы не пачкать сажей байдарку и прочие вещи.

Этот обзор составлен на основе исключительно нашего собственного опыта и не претендует на полноту картины – вполне возможно, что есть и другие, более удачные решения!